8 Ступеней Йоги

Яма (YAMA) - представляет собой этические ступени:

  • Ахимса – отказ от насилия, к этому пункту безусловно можно отнести также и вегетарианство.
  • Сатья – правдивость как перед другими, так и перед самим собой в своих мыслях.
  • Астея – неворовство или неприсвоение чужого.
  • Брахмачарья – воздержание от чувственных наслаждений, похоти и страстей.
  • Апариграха – непривязанность к материальным благам, ненакопление вещей, нестяжательство.

Нияма (NIYAMA) - содержит в себе духовное подвижничество и состоит из:

  • Шауча – очищение ума и тела, чистоплотность.
  • Сантоша – позитивное мышление, принятие как негативных, так и положительных событий и равное отношение к ним. Удовлетворенность своим положением.
  • Тапас – Аскеза, самодисциплина и регулярная практика, тапасья.
  • Свадхьяя – самоизучение и познание духовной литературы.
  • Ишвара-пранидхана – посвящение своих заслуг Всевышнему, развитие в себе альтруистичных качеств.

Асана (ASANA)

Асана — это положение тела, в котором, с позиций индийской философии и религии, управление энергией и физиологическими процессами в организме осуществляется за счёт перераспределения натяжений, сжатий и напряжений в теле.

Асана может иметь специально обусловленную последовательность входа и выхода. Учитывая всю разновидность практик и стилей йоги не обязательно и статическое пребывание в позе в течение некоторого времени.

Классификация асан

по типам исполнения:
  • асаны стоя,
  • асаны сидя,
  • асаны лёжа,
  • перевернутые асаны,
  • скрученные асаны,
  • асаны с наклонами в разные стороны,
  • асаны на равновесие.
По типам воздействия:
  • растягивающие (переднерастянутые: бхуджангасана, уштрасана, чакрасана, заднерастянутые: йога-мудра, пашчиматонассана, падахастасана);
  • скручивающие (ардхаматсьендрасана, триконасана);
  • силовые (пурватассана, фирабхадрасана, утканасана, випаритакарани, навасана);
  • перевёрнутые (ширшасана, сарпасана, халасана),
  • сдавливающие (гомукхасана),
  • равновесные (шиванатараджасана)
По задачам:
  • медитативные, то есть способствующие или подготавливающие к практике высших ступеней йоги
  • терапевтические, то есть обладающие конкретным психо-физиотерапевтическим воздействием на организм

Для современных йогов живущих социальной жизнью, постепенно узнающих все о йоге – асаны обретают особую важность, ввиду их специфичного влияния на тонкие оболочки и энергетические каналы – нади. Выполняя те или иные асаны происходит очищение тонких тел и оболочек, очищается ум, уравновешивается сознание. Это происходит за счет аскезы, которая возникает в практике и именно поэтому дискомфорт во время занятий йогой крайне необходим.

Пранаяма (PRANAYAMA)

Пранаяма и медитация

Пранаяма — система дыхательных упражнений, позволяющая значительно повысить энергетический уровень организма. Прана означает жизненную силу или дыхание поддержания тела. Аяма же переводится как совместное расширение дыхания или самоконтроль, для того, чтобы продлить состояние или создать (вытянуть) его.

Существует высказывание, что управляя своим дыханием, йогин управляет мыслью, а управляя мыслью, он управляет и дыханием (праной). Главными понятиями пранаямы являются: пурака (вдох), кумбхака (задержка дыхания после вдоха), речака (выдох) и шуньяка (задержка после выдоха). В большинстве пранаям дыхание йогов осуществляется через нос.

Основы пранаямы — это только дыхательные упражнения. Через пранаямы, используется дыхание йогов, чтобы повлиять на энергетические потоки разума и тела.

Добившись возможности длительное время пребывать в медитативной позе, принимая благостную пищу, можно постепенно осваивать дыхательные техники. Основная задача пранаямы заключается в накоплении энергии, в её очищении и успокоении ума. Достигается это путем регулярной практики и обретением контроля над праной в тонком теле человека. Однако следует аккуратнее относиться к дыхательным методикам, т.к. у них есть противопоказания как с точки зрения физиологии, так и готовности практикующего йогу человека к энергиям, с которыми он может столкнуться.


Пранаяма даёт больше, чем простое осознанное дыхание с использованием определенных ритмов:

  • успокаивает ум, уменьшает уровень тревог и забот;
  • улучшает концентрацию, очищает восприятие происходящего и изучаемого;
  • увеличивает энергию в теле, способствует позитивному настроению;
  • повышает иммунную систему;
  • омолаживает тело и ум;
  • может замедлить процесс старения;
  • пранаяма – основная ступень к практике медитации.

В процессе дыхания пранаямы задействуется диафрагма, межреберные мышцы грудной клетки. Такое диафрагмальное дыхание называется вертикальным дыханием и считается более эффективным и глубоким, его также называют дыхание животом.

Обычно человек дышит только грудью, и такое дыхание является неглубоким и задействует только грудной отдел, то есть половину внутренней полости организма, более того, такое неглубокое дыхание посылает сигнал в мозг о том, что «что-то не так».

Обычный человек совершает в минуту 15-20 циклов дыхания (вдох-выдох) – это соответствует уровню тревожности (хотя для современного человека такое перманентное состояние возбужденности становится уже нормой), практикующие йоги 5-10 циклов, а продвинутые йоги могут совершать всего 2-3 цикла дыхания в минуту.


В йоге дыхания – пранаяме, необходимо эффективно задействовать диафрагму, чтобы получать больше кислорода не прилагая больше усилий. Диафрагма связана с сердцем, печенью, селезенкой, поджелудочной железой. Активное движение диафрагмы повышает эффективность функционирования этих органов.

Медитация

Медитация – это глубокая концентрация, сопровождающаяся успокоением сознания. Пранаяма напрямую влияет на способность человека к медитации, чем глубже дыхание, чем оно спокойнее, тем сосредоточеннее ум практика.

В учениях написано, пока прана в тонком теле движется – читта (ментальная сила) также движется и наоборот. Иными словами, не добившись успеха в дыхательных методиках будет трудно успокоить свой ум и перенаправить внимание в нужную точку сознания или пространства.

Существует большое количество медитаций, степеней их эффективности и воздействия. Наиболее известная из них – это тратака. Очень часто тратаку называют медитацией для начинающих, однако эффекты, которые она способна дать практикующему её, могут заставить задуматься над необходимостью регулярного её выполнения. Эта очистительная техника и по совместительству медитативная практика способна повышать общий уровень энергии и концентрировать ее в Агья чакре (Аджна чакра), что в свою очередь раскрывает способность тонкоматериального восприятия и умение реализовывать достаточно серьезные жизненные задачи. Именно поэтому данные методики считаются тайными, ввиду их способности навредить как практикующему, так и окружающим людям.

Медитация, за счет акезы и концентрации, способна вырабатывать универсальную жизненную энергию – тапас. Тапас – это «валюта» с помощью которой йог добивается благополучного перерождения в следующих жизнях. От того сколько у человека тапаса в его «кармическом банке» напрямую зависит, то как он живет и будет жить в будущем.

Однако для того, чтобы получить эту универсальную «валюту» недостаточно знать всё о йоге и медитации и регулярно практиковать. Вся правда о йоге заключается в том, что тапас можно получить лишь, отдавая какие-либо знания и помогая людям в их духовном самосовершенствовании. Не все способны нести знания, однако большинство располагает временем, теми или иными способностями и профессиями, которые можно направить в русло помощи живым существам.

Пратьяхара (Pratyahara)

Это пятая ступень аштанга-йоги, на которой чувства отвлекаются от внешних объектов. На этом этапе человек направляет свои усилия на то, чтобы обратить сознание внутрь себя и не нарушить внутренней сосредоточенности. Крайне важно при этом не отвлекаться на внешние раздражители.

После того как чувства прекратят свои брожения от одного предмета к другому, человек получает возможность пристальнее посмотреть на самого себя, разглядеть те исходные установки, которые предопределяют его жизнь и, вполне вероятно, мешают внутреннему росту.

Дхарана (Dharana)

Важно понимать, что каждая ступень аштанга-йоги – это некая подготовка перед последующей ступенью. На стадии пратьяхары создаются все условия для того, чтобы овладеть дхараной – концентрацией. Справиться со своим умом, отвлекающим нас внутри, человек сможет лишь в том случае, если прежде сумеет абстрагироваться от внешнего мира.

Практика концентрации учит замедлению мыслительного процесса главным образом благодаря сосредоточению на каком-либо ментальном объекте: звуке, божественном образе, энергетическом центре в теле и т.д. Предполагается, что в процессе освоения предшествующих трех стадий человек обрел определенные навыки концентрации.

Однако в асане и пранаяме внимание, хоть человек и концентрируется на своих движениях, продолжает блуждать. Его фокус неизбежно смещается, стоит только человеку начать разбираться в нюансах дыхательных упражнений и поз. На стадии пратьяхары человек наблюдает сам себя, в дхарне же внимание обращено в одну точку. Результатом длительных периодов концентраций рано или поздно становится медитация.

Дхьяна (Dhyana)

На седьмой ступени аштанга-йоги медитация (созерцание) основана на непрерывном потоке концентрации. Концентрация (дхарна) и медитация (дхьяна) – не одно и то же, между этими двумя состояниями есть тонкое различие.

Так, важным условием дхарны является однонаправленное внимание, в то время как дхьяна – состояние осознанности – не предполагает такого фокусирования вовсе. На этом этапе ум успокоен и пребывает в безмятежности, а потому не рождает новых мыслей. Для достижения этого состояния необходима выносливость и сила. Однако не стоит думать, что это вовсе невозможно. Помните о том, что йога – это процесс, наиважнейшее значение имеет само внутреннее путешествие.

Самадхи (Samadhi)

Патанджали говорит о заключительной стадии аштанги как о состоянии блаженства. На данном этапе медитирующий и объект полностью сливаются, вследствие чего человек преодолевает границы собственного «я». Ему наконец-то приходит осознание глубокой связи с божественным, взаимосвязи всех живых существ.

Наступает мир, который «превыше всякого ума». Медитирующий переживает истинное блаженство и единение с миром.

На первый взгляд это звучит несколько фантастично, нереально. Однако если вдуматься, в основе устремлений каждого человека лежат базовые желания свободы, самореализации, радости. То, что могут осознать далеко не все, Патанджали представил в виде пути, состоящего из восьми ступеней, причем заключительным этапом является просветление – то, чего нельзя купить и отобрать. Чтобы достичь его, нужна бесконечная преданность практике.

Яндекс.Метрика